Пшемахо Коцев воспоминания о Кавказской республике
Считаю своим долгом рассказать вам все то, что я вспомнил о свободе Северного Кавказа. Мои воспоминания длинные, а время, отпущенное для рассказа, короткое. Ровно 37 лет назад, 11 мая 1918 года, Северный Кавказ объявил о своей независимости. Как известно, свободолюбивые народы добивались независимости кровью и железом. Так было и у нас. 4 мая 1917 года на форуме представителей народов Северного Кавказа в г. Грозном казаки напали на чеченцев. После этого то же самое учинили русские в Хасавюрте. В это же время казаки яростно атаковали ингушей в районе аула Бозоркино и Тереккала (Владикавказ).
После провозглашения нашей независимости увеличилось количество наших врагов. Наша республика родилась в огне и провела всю свою жизнь в огне и в войне.
В октябре 1918 года наша республика впервые была признана Османской Турцией и оказана ей помощь. Главнокомандующим турецкими войсками на Кавказе был Юсуф-Иззет Паша (черкес). Командиром дивизии был полковник Цей Сулейман-Иззет (черкес), штаб турецких войск возглавлял Паша Беркок Исмаил (черкес).
Заместителями последнего были Кубан Тимур и Щауэ Лютфуллах (черкес). С ними были тесно связаны премьер-министр Абдул-Меджид Чермоев (чеченец) и из числа министров Ибрагим Гайдар (лезгин).
Из местных жителей оперировал небольшой боеспособный кавалерийский отряд под командованием инженера Умар Гайдара.
В районе Темирхан-Шуры оперировали один кавалерийский полк под командованием Нухбека и полковника Муссалы Сараджадина, командовавшего двумя отрядами: пешим и кавалерийским.
После завершения борьбы и вынужденного отступления Бичерахова из Дагестана, к сожалению, вследствие взаимоотношения между странами, наши братья турки были вынуждены покинуть нашу страну, а мы остались как сироты. Для защиты своей независимости наши народы были готовы сделать все, что было необходимо. Но не хватало оружий и пороха, и наши ограниченные военные силы были обескровлены.
К этому времени белые генералы захватили часть Карачая и Черкесии и близко подошли к границам Кабарды и Осетии.
Территория Чечни и Ингушетии находилась в руках Советов. В этих условиях Республика Северного Кавказа была поставлена перед необходимостью вооруженной борьбы, как с белыми, так и с красными. Эти незабываемые события остались в истории противостояния на полях сражений.
В ночь на 22 февраля 1919 г. в районе аула Атаги ген. Шатилов Предпринял стремительную атаку, которую с большой храбростью и мужеством отразили чеченцы. В этом бою наряду с мужчинами героически сражались женщины и дети. В результате, казаки с большими потерями отступили. За несколько дней до этого наступления дивизия генерала Геймана была разбита в районе Сагопс силами ингушской кавалерии в составе около 2000 сабель. В борьбе с белыми войсками в местности Бердикель, Чечен-Аула, Алханюрта, Урус-Мартана мы победили. В это время главнокомандующий белой армией снял с фронта два корпуса, которые воевали под Воронежем, и направил их под командованием генерала Врангеля против нас, вследствие чего наше положение значительно ухудшилось. Не хватало пушек и снарядов.
Белые хотели захватить железную дорогу, занять Петровск и выйти к Каспию и утвердиться там. Чтобы реализовать эту цель необходимо было отобрать у нас гудермесовский мост и перейти р. Сунжа. Бои шли в течение трех дней. Противоборствующие стороны понесли большие потери. Наши молодые, смелые войны и многие их командиры погибли в этих боях. Тогда же генерал Врангель начал атаковать мост с использованием броневика. В это время в нашем распоряжении имелся единственный самолет. На нем пилот Шеир Хиса вместе со своим младшим братом Муратом разбомбил противника и взорвал броневик. К сожалению, самолет был подбит, а пилот и его брат погибли. Враг временно был приостановлен. В этом бою погибли около 100 воинов. На второй день они были похоронены в районе Гудермеса с большими воинскими почестями. Войска остались без боеприпасов. В этих условиях нам ничего не оставалось, кроме как медленно отступить в сторону Ведено. 11 мая 1919 г. недалеко от штаб-квартиры нашего Парламента, расположенной в Темирхан-Шуре, прошел военный парад с участием наших небольших военных отрядов, на котором присутствовало большое количество людей, среди которых были учителя и ученики школ, расположенных в городе.
После парада началось заседание Парламента. На этом заседании позади депутатов Парламента расположились ученики. Из них два ученика попросили слово. Один из них выступил на кумыкском языке, другой – на чеченском. Оба просили об одном и том же. На чеченском языке было сказано: «За то, что мы встали перед старшими просить слово, вы нас извините. Однако просьбу всех ваших детей мы должны довести до вашего сведения. Мы хотим, чтобы дали оружие и отправили нас на фронт для борьбы за свободу нашей страны. В этом состоит наша просьба». Глава Парламента Темирханов Зубейр обратился к ним и сказал: «Дорогие наши смелые и героические дети! Мы никогда не сомневались в том, что вы горячо любите свою страну. Но в настоящее время нет необходимости отправлять вас на войну. Однако независимость и будущее страны будут принадлежать вам – молодым. Об этом всегда помните!»
Многие из тех, кто построил Северокавказскую Республику ушли из жизни. Никто из тех, кто остался на родине, нет в живых. Из числа эмигрантов, покинувших страну: первый президент Чермоев Абдул-Меджид, Ибрагим Гайдар, Нух-Бек Шамхал (Тарковский), а также многие наши войны ушли из жизни.
Пусть Аллах к ним будет милостив!
В живых остались Жабаги Вассан-Гирей, Гайдар Баммат, Кубан Тимур, Умар Гайдар, Коцев Пшемахо, Кантемиров АлиХан, Магама А-Наби, Шамил Сагид, Сахой Муса, Ахты Мехмет, Авароглу Ахмед, Авар Абдуррахман, Наджмаддин и др.
Мы верим, что, рано или поздно, когда-нибудь сбудется наша мечта и наша страна приобретет свободу. Наша свобода в ваших руках, в руках молодых!
Кавказ. Стамбул, 1955. № 7.7
Пшемахо Коцев